На промышленных предприятиях функционирует большое количество коммуникаций и разнообразного оборудования – как технологического, так и вспомогательного (котельное оборудование, кондиционеры, венткомплекты, устройства для электроснабжения, освещения и т.д.). Для их эффективной эксплуатации необходимо осуществлять постоянный контроль за работой и текущим состоянием. Самый оптимальный способ проведение этого контроля – использование системы диспетчеризации.
Цели и задачи диспетчеризации промышленных объектов
- Непрерывный мониторинг работы различных систем;
- Получение детальной информации о рабочих параметрах используемого оборудования;
- Оперативное оповещение о внештатных ситуациях;
- Обеспечение управлением технологическими процессами (в т.ч. удалённым) с единого центра;
- Получение статистики событий на объекте за определённый период;
- Получение и анализ реальной работы отделов, участков и служб предприятия;
- Возможность получения параметров работы оборудования и систем в графическом виде с последующим их анализом;
- Возможность повысить квалификацию сотрудников на программно-аппаратных тренажёрах, имитирующих реальные процессы на предприятии;
- Повышение эффективности труда работников;
- Экономия людских и финансовых ресурсов.
Этапы проведения диспетчеризации
Диспетчеризация котельных, систем вентиляции, кондиционирования, отопления, производственных линий включает в себя следующие стадии:
- Разработка Технического задания;
- Предпроектное изучение работы систем и узлов на объекте;
- Проведение необходимых расчётов, разработка проектной документации;
- Разработка и тестирование программного обеспечения;
- Проведение монтажных работ;
- Установка визуального оборудования;
- Пусконаладочные мероприятия и сдача системы в эксплуатацию;
- Дальнейшее обслуживание и сопровождение.
На промышленном объекте может быть внедрена удалённая и локальная диспетчеризация. В первом случае управление процессами и работой оборудования на предприятии осуществляется из диспетчерского центра, находящегося за пределами самого объекта. Локальная диспетчеризация подразумевает нахождение всех компонентов системы управления, включая диспетчерский центр непосредственно на предприятии.
Автоматизация и диспетчеризация
Автоматизация на промышленном предприятии позволяет повысить эффективность работы различных систем и оборудования, а также существенно сократить эксплуатационные расходы, сэкономить ресурсы. Это осуществляется с помощью установки и внедрения программно-аппаратных средств, интеграции различных систем на объекте в единое информационное пространство. Диспетчеризация – один из этапов автоматизации. Она позволяет отслеживать работу различных систем на объекте в режиме реального времени.
Внедрение диспетчеризации приносит комплексный положительный эффект. Помимо существенной экономии финансовых, людских и природных ресурсов (тепла, воды, электроэнергии), возможности постоянного контроля за технологическим процессом, оно позволяет решить и другие задачи. Диспетчеризация позволяет увеличить эффективность работы персонала, взаимодействия подразделений друг с другом, облегчает принятие оптимальных управленческих решений, позволяет вовремя обнаружить и устранить аварийную ситуацию, поломку в той или иной системе.